|
Третье заседание «Клуба REACH» при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Третье заседание «Клуба REACH»
23 мая состоялось третье заседание «Клуба REACH» при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Вел заседание Заместитель руководителя Комитета А.Н.Лоцманов. О позиции Министерства экономического развития России в отношении REACH собравшимся рассказала начальник отдела доступа на внешние рынки Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ В.О.Никишина. Она, в частности, отметила, что те обременения, которые накладывает законодательство REACH на производителей, импортеров и экспортеров не всегда выглядят оправданно с точки зрения правил мировой торговли. При этом все издержки, все действия по обеспечению безопасности химических веществ перекладываются исключительно на предприятия промышленности. Это дает повод рассматривать некоторые элементы нового законодательства ЕС как определенные технические барьеры в торговле, которые нарушают двухсторонние соглашения нашей страны и Европейского Союза. К сожалению, Россия, не являясь членом ВТО, лишена серьезных инструментов по обсуждению некоторых спорных элементов REACH. В то же время сейчас, как минимум, 26 стран-членов ВТО совместно предъявили обоснованные претензии по законодательству REACH, обсуждение регламента очень активно проходит на заседаниях Комитета по техническим барьерам ВТО. Россия не имеет возможности участвовать в работе этого Комитета, но мы проводим неформальные консультации с представителями США, Канады, Японии, Кореи для координации совместных действий. Сегодня речь не идет о том, чтобы как-то пытаться отменить REACH. Все правительства рекомендуют промышленности своих стран, во-первых, тщательно изучить новое законодательство, во-вторых, выявить все спорные элементы, которые в нем содержатся, в-третьих, сформулировать и донести до правительства, возникающие в связи с REACH проблемы. После этого правительство получит возможность сформировать свой пакет претензий и будет предпринимать попытки либерализации данного регламента, внесения в него конкретных поправок. В.О.Никишина подчеркнула, что сейчас самой большой проблемой является отсутствие полного объема документов по REACH, которые определяют, что же будет происходить в дальнейшем с доступом на рынки ЕС. Минэкономразвития готово защищать интересы российского бизнеса, российских компаний вне зависимости от того, являются ли возникающие проблемы отраслевыми или относятся к конкретному предприятию. Но при этом министерству необходимы непосредственные сигналы от предприятий с максимально конкретным изложением возникающих трудностей. В этом случае Минэкономразвития получит возможность обращаться в ЕС с требованиями, например, изменить или отсрочить процедуру прохождения предрегистрации, оспорить стоимость тех или иных процедур. Сегодня необходимо активизировать усилия всех вовлеченных в эту проблематику предприятий, организаций, отраслей, скоординировать свои действия, наладить обмен опытом. Как сообщила В.О.Никишина, в начале июне Минэкономразвития совместно с РСПП проведет круглый стол по проблематике REACH. Министерство готово проводить семинары, предоставлять предприятиям и организациям имеющиеся справочные материалы. Комментируя это выступление, А.Н.Лоцманов отметил, что «Клуб REACH» уже становится хорошей площадкой по обмену опытом, его члены готовы сотрудничать с Минэкономразвития. Он также сообщил собравшимся, что в настоящий момент разрабатывается сайт Клуба, на котором будут размещаться документы REACH, их переводы на русский язык сделанные силами некоторых предприятий. Комитет РСПП будет благодарен за любые предложения, связанные с ведением этого сайта, за предоставление документов, имеющих отношение к проблематике REACH. 20-22 мая в Хельсинки прошел Международный конгресс по вопросам применения европейского законодательства REACH. Одним из членов российской делегации на этом представительном форуме был Директор Фонда развития трубной промышленности, Председатель Межотраслевого совета по стандартизации в металлургическом комплексе России А.Д.Дейнеко. Он поделился с членами Клуба своими впечатлениями о прошедшем мероприятии, подчеркнув, что в ходе конгресса очевидно просматривалась тенденция активного участия органов государственной власти различных стран в решении проблем, связанных с REACH. Поэтому А.Д.Дейнеко поддержал предложение В.О.Никишиной о необходимости наладить тесное взаимодействие Минэкономразвития и представителей промышленности. При этом, например, такое важное направление, как составление баз данных по REACH должен взять на себя именно бизнес. В целом докладчик отметил, что участникам конгресса не удалось получить от Европейского химического агентства ответов на многие практические вопросы. Немало проблем, в частности, связано с предрегистрацией. Она должна быть закончена 1 декабря 2008 года. Однако Приложение 14 по основным и традиционным веществам, в котором определены вещества, подлежащие регистрации, будет готово только к июню следующего года. Безуспешными были попытки представителей Европейского химического агентства продемонстрировать участникам конгресса возможности дистанционной регистрации - система отказывалась работать. По мнению А.Д.Дейнеко, Конгресс в Хельсинки еще раз продемонстрировал, что ситуация с введением регламента REACH, по сути, вышла из-под контроля инициаторов его принятия, а само новое законодательство в значительной мере становится техническим барьером в торговле. Немалую обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с REACH, и у представителей промышленных кругов США. Об этом рассказал участникам заседания Ответственный секретарь Комитета РСПП А.В.Зубихин. В начале мая в Орландо (США) состоялась Международная конференция, организованная Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Американским обществом по испытаниям материалов (ASTM). В ней приняли участие представители многих крупных российских и американских компаний, научных организаций. Как рассказал А.В.Зубихин, тема REACH не была включена в повестку дня. Однако оказалось, что проблема волнует очень многих участников конференции. Поэтому этот вопрос широко обсуждался во время проведения мероприятия. Сегодня в рамках ASTM созданы ряд технических комитетов по стандартизации, которые призваны координировать работу в условиях REACH, наладить информационное обеспечение предприятий, разрабатывать национальные стандарты США и рекомендации для предприятий, экспортирующих свою продукцию на территорию ЕС. Разработаны и приняты 3 стандарта ASTM, разъясняющие положения REACH для предприятий и упрощающие понимание процедур. Общество инженеров автомобильной промышленности приняло 6 стандартов, разъясняющих отраслевую специфику по REACH в области автомобильной и авиастроительной промышленности. (Эти документы на английском языке размещены на сайте Комитета РСПП в разделе «Клуб REACH»). Официальная позиция США заключается в следующем: во-первых, необходимо ускорить разработку и принятие всех документов, требуемых для работы в условиях REACH. При этом США готовы делегировать своих экспертов для участия в данной работе. Во-вторых, США считают целесообразным перенос сроков предварительной регистрации и регистрации в связи с отсутствием должного методического обеспечения. Как подчеркнул А.В.Зубихин, в Европейскую Комиссию направлено два официальных письма от Государственного департамента США и Постоянного представительства США в ЕС. Официальных ответов на запросы американских представителей из Европейской Комиссии до сих пор не поступило. А.В.Зубихин отметил, что достигнута договоренность о сотрудничестве между ASTM и Комитетом РСПП по этому вопросу. На заседании с докладом выступила Директор по вопросам охраны окружающей среды, здоровья, безопасности труда и устойчивого развития корпорации «Алкоа Европа» Роза Гарсиа Пинейро. Она рассказала об опыте корпорации по подготовке к REACH. Г-жа Пинейро, в частности, подчеркнула, что REACH не является политикой регулирования в области охраны здоровья или охраны окружающей среды. Главное - регулирование работы самого предприятия. При этом очень важная часть бизнеса, на которую REACH оказывает влияние - это организация поставок, работа с заказчиками. В «Алкоа Европа» на первом этапе подготовки к REACH главным моментом стало осознание руководителями высшего звена важности работы в этом направлении. В компании была создана команда специалистов, представляющих все направления производства, а также подразделения, занимающиеся продажами, снабжением, охраной окружающей среды, техникой безопасности и т.д. Работа команды была начата проведением тренингов для руководителей всех основных подразделений компаний, входящих в корпорацию. На следующем этапе самой важной задачей было проведение анализа: какие материалы закупает «Алкоа Европа» и у каких поставщиков, работа с различными базами данных. Затем с помощью приглашенных экспертов по REACH было установлено, какие вещества и виды продукции корпорации подлежат регулированию в соответствии с новым законодательством. На следующем этапе предстояло определить, какие вещества закупаются в странах, не входящих в ЕС, и какие виды продукции являются для корпорации критически важными, не могут быть замещены поставками из европейского региона. Далее была проведена работа с поставщиками с целью выяснить их планы относительно предрегистрации веществ и продукции. Те из партнеров, кто намеревался этим заниматься, оставались поставщиками «Алкоа». Если же они не были намерены заниматься предварительной регистрацией, важно было решить вопрос: меняет ли компания поставщиков, или сама проводит их предрегистрацию как импортеров. Следующий важный, стратегический вопрос, который предстояло решить, по какому принципу следует организовать импортные поставки. REACH относится к юридическому лицу. Это значит, что если 15 предприятий «Алкоа» в Европе покупают продукцию у одного поставщика, например, в Китае, то все они должны проводить предрегистрацию. Альтернативный вариант заключается в том, что одна из компаний покупает весь необходимый объем продукции, а затем перепродает ее другим предприятиям корпорации. Понятно, что здесь также возникают определенные сложности, связанные с организацией необходимой для проведения этих сделок инфраструктуры, уплатой НДС. Также необходимо было учитывать, что в первые пять лет применения REACH расходы для всех европейских производителей возрастут. Нужно было принять во внимание рост цен на сырьевые материалы на рынке. В целом, по мнению г-жи Пинейро, опасения многих предприятий по поводу сложности процедуры предрегистрации беспочвенны. Для этого нужно сообщить в Европейское химическое агентство название вещества, предполагаемые объемы продаж, название компании и определить контактное лицо, которое будет этим заниматься. Причем, предрегистрация проводится бесплатно, а в результате ее проведения компания на годы получает доступ на европейский рынок. О том, какие важные преференции в конкурентной борьбе дает предприятию-экспортеру в страны ЕС прохождение предрегистрации, говорила на заседании и Меглена Михова - старший эксперт по проблематике REACH компании «ЭППА-Европейские консультанты». По ее мнению, вопросы REACH - это, прежде всего, вопросы конкуренции. Понятно, что импортеры в Европе будут ориентироваться, прежде всего, на тех поставщиков, которые будут соответствующим образом подготовлены к REACH, пройдут предрегистрацию. При этом не стоит ждать помощи от государства, вся ответственность лежит на самом бизнесе. Если вы экспортируете в Европу чистые вещества - это самый простой случай, вы должны просто зарегистрироваться, если объемы поставок превышают 1 тонну в год. С готовой продукцией ситуация другая. Вы не должны регистрировать вещества в готовых продуктах, если эти вещества не высвобождаются. Но если в продуктах есть опасные вещества, вы должны сообщить об этом. Очень хороший способ решить все возникающие проблемы - найти специального представителя в ЕС, на которого в этом случае ложатся все заботы и вся ответственность за проведение процедур, связанных с REACH. При этом вы сохраняете свою независимость. В том же случае, если регистрацией поставщика занимается компания-импортер, то она в значительной мере «привязывает» к себе экспортера. В целом, М.Михова считает, что в документах REACH содержатся все необходимые сведения, определения. «REACH уже здесь, и ничего изменить нельзя. Нужно начать готовиться, не теряя времени на дискуссии. Тогда вы по достоинству сможете оценить те конкурентные преимущества, которые получите в результате», - резюмировала она. Далеко не все участники заседания были согласны с мнением экспертов о том, что в документах REACH уже сегодня содержится вся необходимая информация, и процедуры предрегистрации и регистрации не являются сложными. Как показала горячая дискуссия, развернувшаяся на заседании Клуба, многие представители российских предприятий не согласны со столь оптимистичной оценкой ситуации. Представители бизнеса рассказывали коллегам о конкретных ситуациях, с которыми приходилось сталкиваться в процессе подготовки к REACH. Уже имеющийся опыт - пусть недостаточно обширный, во многом - противоречивый, говорит о том, что в работе Европейского химического агентства очень много недостатков, законодательное, методическое обеспечение реформы вызывает немало критических замечаний у представителей бизнеса. Выступая с заключительным словом, А.Н.Лоцманов высказал мнение, что дискуссия прошла плодотворно. При этом он отметил, что мнения отдельных специалистов, прозвучавшие на заседании, не следует считать «истиной в последней инстанции», нужно рассматривать в русле начинающегося процесса обмена опытом по проблемам REACH. Он также проинформировал членов Клуба о том, что Комитет РСПП совместно с Российским Союзом химиков при поддержке Ростехрегулирования принял решение о создании Межотраслевого Совета по стандартизации в химической отрасли. Источник: Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
|
|