|
Комментарии Исполнительного Директора Российского Союза Химиков, связанные с подготовкой российской промышленности к регламенту ЕС REACH«« Предыдущая часть документа
Принятие закона REACH в ЕС - это серьезный многовекторный путь развития промышленности в Европе, и, конечно же, бизнес больше других являлся противником внедрения этих процессов. Проще зарабатывать деньги, не обращая внимания на экологию, охрану труда, и все остальное, что требует финансовых и временных затрат и не приносит прямой выгоды. Однако такой подход неактуален, и сегодня принято проявлять заботу о человеке и об окружающей среде. Обидно, что в ряде стран это есть необходимость, а в ряде - просто красивые, пусть и актуальные слова, которые можно говорить, не предпринимая ни чего - «пока сильно не прижало».
Что же предпринять в сложившейся ситуации?
- Зная ведомственные позиции некоторых министерств, можно сказать, что REACH - это торговый барьер, поэтому необходимо, вначале создать (доделать или изобрести) российский регламент, разобраться с международной сертификацией российских лабораторий и только после этого говорить о том, как жить и работать российским предприятиям, подпадающим под европейскую систему регистрации.
Рассматривая REACH, нам необходимо взять, хотя очень не хочется, основу, на которой строится регламент, серьезнейшим образом обратить внимание на ограничения торговли с ЕС, найти возможность на государственном уровне оказать помощь предприятиям, экспортирующим в Европу продукцию, и другим участникам рынка.
Возможна ли минимизация негативных последствий принятия REACH для России?
С 2004 года Российский Союз химиков (РСХ) проводит работу по минимизации последствий принятия регламента REACH в ЕС. Активно идет разработка технического регламента «О безопасности химических веществ» (нынешнее название ФЗ) и его гармонизации с международными системами СГС и REACH. На данный момент озвучены на государственном уровне вопросы международной сертификации российских лабораторий по системе GLP, разработано соглашение об обмене информацией между Россией и ЕС. И, наконец, в 2007 году РСХ вошел в международную программу Responsible Care, основную программу международных химических компаний мира по ответственному отношению бизнеса к вопросам экологии, охраны труда, безопасности и здоровья человечества.
Как к вашей деятельности относятся зарубежные коллеги?
- Мы убедили лидеров мирового сообщества в области производства химических продуктов, нефтехимии, нефтепереработки, производстве минеральных удобрений, фармацевтике в серьезности наших намерений.
На ежегодном заседании Международного Совета химических ассоциаций (ICCA), после соответствующего доклада представителя страны, Россия, в лице Российского Союза химиков была принята в группу стран, участвующих в программе Responsible Care (Ответственная забота) и вошла в Международный Совет через комитет LGRC ICCA. На фоне вступления России в международное сообщество химических компаний в 2007 году было отказано Китаю и странам Среднего Востока (ОАЭ, Катар и др.) по причине недостаточной подготовленности.
А какова ситуация с адаптацией к закону REACH в ЕС?
Реализацией регламента REACH в ЕС занимается Европейское химическое агентство - государственная структура, базирующаяся на принципах самоокупаемости. Данное агентство располагается в столице Финляндии, городе Хельсинки, исполнительным директором, возглавляющим агентство, является представитель Бельгии Гирт Дансет. Таким образом, Хельсинки становится химической столицей европейских стран. В начале этот процесс не нашел поддержки у жителей финской столицы, даже было организовано движение несогласных. В дальнейшем же выяснилось, что агентство планирует работать только с базами данных, без строительства исследовательских центров. Этот факт успокоил общественность, которая постаралась воспользоваться своим преимуществом, создав несколько государственных программ в области химической промышленности. Одна из них - Хельсинки REACH центр, взяв на себя вопросы государственного информационного центра для промышленности Финляндии по вопросам подготовки предприятий к REACH, объявила о желании данного центра, работать как консалтинговый центр для предприятий из третьих стран (определение в REACH для стран не входящих в ЕС).
Компании-экспортеры из третьих стран (США, Китая, Канады, Японии, Республики Корея) совместно с европейскими партнерами уже ведут активную работу по подготовке к регистрации химических веществ, смесей, полупродуктов, изделий поставляемых ими в Европу. Более того, отдельные компании разрабатывают инвестиционные стратегии, или уже работают с ними, по коммерциализации собственных решений в области подготовки REACH, в том числе, предусматривающие в будущем возможность продажи прав пользования собственными сертификатами новым трейдерам однотипной химической продукции.
1 июня 2008 года новый регламент Европейского Союза по регистрации, оценке и сертификации, функционирующих на территории ЕС химических веществ - REACH вступает в силу.
Скажите, а есть ли у закона REACH какие-либо недостатки?
- Среди недостатков регламента отмечается высокая бюрократизация процессов оформления документов, значительные затраты на все процессы, связанные с подготовкой, исследованием и регистрацией веществ, увеличение стоимости продуктов (от 5 до 15 % от первоначальной стоимости), уменьшение сегмента дешевых продуктов (от 5 до 10 % продуктов исчезнут с рынка), а, следовательно, уменьшение экспортных возможностей промышленности ЕС, перенос производств в другие страны, изменение рецептур и технологий вследствие замены ингредиентов, поставляемых из третьих стран.
Но есть и неоспоримые достоинства, одно из которых использование безопасных, а, следовательно, и более качественных продуктов.
А какова цена вопроса?
- Европейская Комиссия оценила административные расходы на 11-летний адаптационный период внедрения REACH в 2,3 млрд евро, а непосредственные расходы предприятий, связанные с процессом регистрации и исследованием химических веществ, в 2,8 - 3,6 млрд евро, допуская, что они могут увеличиться до 5,2 млрд евро.
Российский экспорт продукции в ЕС, подпадающий под REACH, оценивается около 50 млрд евро, из них на экспорт химической продукции приходится около 6 млрд евро. Остальная продукция распределяется между нефтяной и газовой, металлургической, цементной, бумажной и др. отраслями промышленности.
Вы сказали химические вещества, так что же будут регистрировать - продукты или отдельные вещества, входящие в состав сложных продуктов?
Наступает время изучения воздействия веществ, которые окружают человека, на окружающую среду и изучение человека. Перенося законодательные принципы, использующиеся в фармацевтике, косметологии, продуктах питания на химические вещества, REACH вводит свое понятие «вещества». Опять заметим, что используется понятие «вещество», а не «продукт».
В процессе дискуссии с европейскими экспертами на тему, что же является веществом, выяснились неожиданные вещи (в процессе разговора затрагивались вещества, не подпадающие под REACH, но интересные в качестве иллюстрации дискуссий в Европе). Например, вино - это вещество, а водка уже имеет иной состав и, скорее всего, будет определена как смесь. Обыкновенная вода - это вещество, имеющее невысокую степень опасностей. А газированная вода? Степень примеси газов в ней незначительна. А минеральная вода, да еще с добавками, сахар, ароматизаторы и т. д.? Количество вопросов не иссекает+ Главное, в этих дискуссиях, до начала действия регламента, определить и поставить рамки, в которых будет происходить регистрация веществ.
Эта тема приобретает особую актуальность, когда речь заходит о нефти и газе. Экспорт нефти и газа занимает основные бюджетные статьи в экспорте России. Как же их рассматривает REACH? Нефтяные и газовые боссы, государственные мужи, довольно долго не понимали, какое отношение REACH имеет к ним, и, причем здесь понятие «химические вещества». У нас как всегда перекосы, то юристов и экономистов не хватает, то перебор.
По определению REACH, природные вещества не подпадают под регистрацию, а нефть и газ - природные вещества. Ура! На первый взгляд, казалось бы, химический аспект проблемы отошел в сторону. Но европейцы дали свой ответ: в скважине нефть - это природное вещество, а в трубе это уже иное вещество, подвергнувшееся определенному воздействию (химическому и физическому), очищению от примесей, воды, серы, а в трубе используется смесь нефти различных сортов. Таким образом, нефть и газ в трубах не относятся к категории «природных веществ». Возражаете, доказывайте, обосновывайте, готовьте документы и, пожалуйста, направляйтесь в агентство.
Доказательством, что процессы, такие как, использование эмульгаторов при удалении воды из нефти, выщелачивании, возгонки, удалении ртути из природного газа и не являются химическими, должны заниматься производители и импортеры. Европейские промышленные круги пытаются отстоять позицию по нефти и газу, дабы избежать регистрации этих продуктов; скорей всего определенный компромисс будет найден. Российские компании в переговорах не участвуют, поэтому одна из задач REACH - конкурентоспособность европейской промышленности - уже решается.
Выходит REACH не только создает торговый барьер, но и требует больших интеллектуальных затрат?
МЭРТ пытался идентифицировать REACH, но не смог определить, каким барьером он является - торговым или интеллектуальным. На сегодняшний день умнейшие люди занимаются вопросами вступления РФ в ВТО и не замечают изменяющейся ситуации в законодательстве ЕС. Европа же решила изменить весь рынок, изменить правила торговли, правила оборота, планируется организация форумов по обмену веществ и информации, организация консорциумов по исследованию веществ и т. д.
Таким образом, России давно пора включиться в проводимую работу по REACH, иначе мы рискуем оказаться в невыгодных условиях при вступлении законодательства в силу. Давайте, начнем действовать заранее, а то потом стыдно будет.
А как быть с ответственностью производителя, о которой вы говорили?
На производителя ложится очень большая ответственность, так как совершенно ясно, что ЗА ВСЕ ОТВЕЧАЕТ именно он. Нам следует сейчас направить все внимание именно на производителя и всеми силами стараться ему помочь, иначе не только фармацевтическая промышленность перейдет на производство из субстанций. Мы можем потерять как рынок конечных продуктов, так и полуфабрикатов.
Участие в коммуникациях между производителями и последующими потребителями - обязательна. Каждый экспортер в Европу и производитель в ЕС обязаны оформить справочные листки данных, в которых должно быть представлено последующее потребление производимого продукта (вещества), должны быть описаны данные об опасных свойствах продукта. Теперь производитель должен обеспокоиться, где и как будет использоваться произведенный им продукт. И если производитель не даст разрешение на использование вещества по технологии применения у последующего потребителя, то последний не имеет право использовать данное вещество по своему усмотрению. Таким образом, следует организовывать процесс обмена информацией с последующими и конечными потребителями, отвечать своевременно на вопросы, реагировать на запросы, все это ложится на приоизводителя.
Однако безопасность по последующим исследованиям лежит и на потребителях, в итоге конечный потребитель - производитель конечной продукции должен представить полную картину исследований по требованиям REACH. Производитель же должен исследовать последующие потребления и дать разрешение или рекомендации потребителю (потребителям) по использованию произведенных им веществ, полуфабрикатов, смесей и т. д. Структурно требования различны в зависимости от степени опасности веществ, их оборота на рынке, и многих других факторов. Вводя определенные послабления на первичном этапе оформления документов по требованиям REACH, ЕС планирует постепенно ужесточать требования.
Разработчики RIP (рекомендации по выполнения REACH) подключили крупнейшие европейские компании в качестве экспертов по экспертизе принимаемых методик. Идет широкое обсуждение и отстаивание интересов различных групп промышленности. Недавно Европейское химическое агентство провело тестирование системы по подготовке отчета по химической безопасности (RIP 3.2 CSR/eSDS) между 8 крупнейшими компаниями (BASF, Ciba Specialities, DOW, Lyondell, 3M, Shell и др.), в результате только половина компаний смогла пройти полную тесты безошибочно, а другая половина сделала множество ошибок в тестовых заданиях и получила отрицательный результат.
Можно ли на примере европейской компании рассмотреть организацию работы по REACH?
Компания BASF в середине 2004 года начала работы по идентификации своих веществ и в конце 2006 года полностью их завершила. В дальнейшем работа компании направлена на организацию диалога с клиентами, поставщиками, потребителями (брошюры, письма, интернет, семинары). Бюджет компании определен в размере около 50 млн евро в год на стадии пререгистрации.
Все, что связано с управлением продуктом, организацией исследований веществ, токсикологических исследований, экологической безопасности, программой Responsible Care - объединены в управление продуктовой безопасности, которую возглавляет Martin Kayser. Данное управление располагает двумя лабораторными комплексами - токсикалогическим и экотоксилогическим, численность которых превышает 300 человек. Управление продуктовой безопасности занимается работой, связанной со всеми этапами разработки, исследования, тестирования, экспертизы и внедрения REACH в холдинге, а также организацией взаимодействия с партнерами, деловыми сообществами всех стран мира.
Оформление документов по регистрации производит представитель, соответственно от его величины (количество работающих, объем производства) зависит регистрационный взнос. Импортер заносит данные представителя в таможенные документы. И самое главное, представитель получает данные и использует их в форумах и консорциумах, в отношениях с импортерами и последующими потребителями.
CEFIC (Европейская ассоциация производителей химической продукции) получив право от Европейской Комиссии на разработку электронной платформы для организации форумов по обмену данных на вещества (Substance Information Exchange Forum (SIEF), объявила о создании электронной платформы REACH Ling, которая будет использоваться для организации форумов.
В завершении хочется отметить, чем ближе 1 июня 2008 года, а затем 1 декабря 2008 года, тем политические дискуссии вокруг REACH в России будут разворачиваться более активно. Крупный бизнес поймет, что он уже проспал, государственные чиновники, что они вовремя не приняли меры, еще придется продавать направление экспорта иностранному партнеру.
Европейский чиновник столкнется, скорее всего, с большими проблемами на внешних рынках со своим нежеланием работать с третьими странами по подготовке их к вступлению REACH. В общем, процесс всех ждет «захватывающий».
Источник: Rccnews.ru
|
|